Уланова Юлия Васильевна, воспитатель

Работа с воспитанниками с ОВЗ


Адаптированная образовательная программа

 для воспитанника старшей группы с ЗПР

Срок реализации – 2022-2023 уч. год.

Составитель: воспитатель Уланова Юлия Васильевна


Пояснительная записка

 

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (детей с ЗПР) разработана в соответствии с нормативными документами:

- Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155

- Приказом Минтруда России № 528-Н от 31.07.2015г. «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы"

- Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"

- Конвенцией ООН о правах ребенка,

- Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей,

- Декларацией прав ребенка.

Программа включает описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях для всех специалистов и педагогов, работающих с ребенком с ЗПР, на один год.

 

1.2. Цели и задачи реализации Программы

 

Цель программы: разностороннее развитие детей с задержкой психического развития с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими основной образовательной программы на основе индивидуального подхода и специфичных видов деятельности.

 

Задачи программы:

 

1. Способствовать общему развитию дошкольников с ЗПР, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;

2. Создать благоприятные условия для развития детей с ЗПР в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

3. Обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

4. Способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, ранняя коррекция психического развития детей с ЗПР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

5. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ЗПР, в том числе их эмоционального благополучия.

 

Принципы к формированию Программы:

 

- принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;

 - принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;

- принцип постепенного усложнения заданий с учетом «зоны ближайшего развития»;

- принцип соблюдения интересов ребёнка;

- принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития;

-принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;

 - принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии;

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

В Программе учитываются:

 • индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

• возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

 Программа направлена на:

 • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

• на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Формы реализации Программы.

 

Реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы и возможностей их здоровья, прежде всего в форме различных видов игры, совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, специально организованной познавательной деятельности. Таковыми являются: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, лепка, рисование, аппликация и т.д.

 

Общие сведения о ребенке

 

На период с по

Дата заполнения: г

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Дата поступления в ДОУ

Сведения о семье:

Мать (ФИО, телефон)

Отец (ФИО, телефон)

Дом. адрес:

Воспитатели (ФИО):

Специалисты:

Музыкальный рук-тель:

Инструктор по физо:

Группа здоровья

Режим пребывания ребёнка в ДОУ

Полный день  пятидневная неделя.

Заключение ПМПК

от 31.08.2021 г.

следующая ПМПК –

через 1 год

Трудности в обучении, обусловленные нарушением когнитивного компонента деятельности, нарушением всех сторон речи, низкой работоспособностью, замедленным темпом деятельности.

Нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития.

Рекомендации  ПМПК

Форма получения образования: в образовательной организации.

Образовательная программа: АОП детей с ЗПР.

Специальные условия: не нуждается

Направления коррекционной работы:

Учитель-логопед: развитие артикуляционной моторики, просодической стороны речи. Формирование правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова. Развитие навыков словоизменения и словообразования, расширение словарного запаса. Развитие связной речи.

Педагог: Помощь в освоении АОП, педагогическая и организационная поддержка, обеспечивающая удовлетворение особых образовательных потребностей, стимуляция познавательной и речевой активности.

 

 

Характеристика

Группа: старшая

Программа обучения: Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи.

Форма обучения: очная

Степень подготовленности: для поступления в детский сад подготовлен хорошо.

Сколько времени находится ребенок в данной образовательной организации: с 05.07.2019г. – 2 года.

Особенности адаптации ребенка к данной образовательной организации: адаптация проходила спокойно, с желанием идет в детский сад.

Отношение к детской продуктивной, игровой, познавательной деятельности: в большинстве случаев предпочитает играть с детьми. Ребенок активный, старается сам начинать игру со сверстниками. В игре он не всегда подчиняется другим детям и выполняет второстепенные роли. Во время игры конфликты, как правило, не возникают. Во время занятий выполняет задания с интересом, но не доводит начатое дело до конца, т.к. ему не хватает времени. Имеет трудности в усвоении программы и пробелы в знаниях.

Отношение ребенка к словесной инструкции педагога, реакция на нее: реагирует спокойно, но иногда нужно несколько раз повторить, чтобы он понял и сделал, что от него требуют.

Сформированность коммуникативных навыков, навыков самообслуживания, игровых и др. навыков: речь развита недостаточно (правильность произношения, словарный запас), говорит тихо и мало.  В процессе игры со сверстниками общается. Владеет навыками самообслуживания.

Принимает ли участие в организуемых занятиях, в т.ч. дополнительных: Принимает участие в образовательной деятельности, но во время занятий быстро пропадает интерес и как правило, не доводит начатое дело до конца.

Какие трудности выявлены при обучении: тяжело воспринимает образовательную программу.

Развитие моторики и речи: мелкая моторика развита слабо, но он сам старается разложить конструктор, полистать книги.  Карандашом выполняет движения на листе.

Работоспособность и особые трудности, наблюдаемых в учебном процессе: работоспособность слабая, требуется помощь педагога.

Уровень общего развития (степень отставания от большинства детей в группе): небольшая.

Общая осведомленность ребенка о себе (оценивается в соотнесении с календарным возрастом): знает, когда спрашивают, показывает.

Взаимоотношение обучающегося с коллективом сверстников: с интересом наблюдает за детьми, вступает в игровую деятельность самостоятельно, взаимоотношение – доброжелательное.

Какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и пр.):  щадящий режим, индивидуальный подход.

Особенности семейного воспитания (строгое, попустительское, непоследовательное, ребенку уделяется недостаточно внимания): уделяют много внимания, постоянно в контакте, отношения в семье очень добрые.

Отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям: родители и ребенок очень доброжелательны, всегда в контакте с педагогами.

Возможности ребенка, на которые можно опираться в педагогической работе: любит конструировать из кубиков, легко заинтересовать.

Обобщенные выводы педагога и его пожелания по организации дальнейшего обучения ребенка: родители хорошо подготовили ребенка для поступления в детский сад. Теперь мы должны быть одной командой, объединенной единой целью и стремлением помочь ребенку в воспитании и обучении. Необходимо воспитывать в таком ребенке полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответственно.

Создание специальных условий:

- дозирование учебной нагрузки с учетом низкого темпа деятельности и работоспособности.

- коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики.

 

Ожидания  родителей:

социальная адаптация, сформированность речи, подготовка к обучению в школе.

 

I. Образовательный компонент

 

I.1.  Учебный план на 2022-2023 уч. год

 

1.Двигательная деятельность – 3 занятия в неделю, одно из которых проводится на открытом воздухе;

2. Развитие речи – 2 образовательных ситуации в неделю;

3. Подготовка к обучению грамоте – 1 образовательная ситуация в 2 недели;

4. Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения – 2 образовательной ситуации в неделю;

5. Математическое и сенсорное развитие – 2 образовательной ситуации в неделю;

6. Изобразительная деятельность и конструирование - 3 образовательной ситуации в неделю;

7. Музыкальная деятельность – 2 музыкальных занятия;

8. Чтение художественной литературы – 1 образовательная ситуация в неделю.

Всего в неделю – 15 образовательных ситуаций

 

I.2.  Содержание программы

Оценка результатов реализации Программы 

Результаты освоения АОП ДОУ представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (см. Приложение 1).

Планируемые результаты освоения АОП детьми 5-6 лет с задержкой психического развития.

В результате освоения программы ребенок овладевает умениями последующим областям:

 

Речевое развитие.

Ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность; понимание обращенной речи; в активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы; ребенок понимает различные формы словоизменения; может пересказать текст из трех-четырех простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения; может составить описательный рассказ по вопросам; повторяет вслед за взрослым простые четверостишья; различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа; речь ребенка интонирована.

Познавательное развитие.

Ребенок знает, различает, соотносит основные цвета, геометрические формы и фигуры; относительно хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги, а также схеме собственного тела; складывает картинку из трех-четырех частей, фигуру из четырех-пяти элементов по образцу и словесной инструкции; может сравнить ряд предметов по величине и расположить их в порядке возрастания или убывания; может соорудить элементарные постройки из деталей строительного конструктора по образцу и описанию; может сложить простые предметные картинки из четырех частей; владеет навыками счета в пределах пяти; обобщающими понятиями (овощи, фрукты, животные, игрушки, одежда, мебель, посуда, обувь) и классифицирует предметы и объекты по определенным признакам; может установить связь между явлениями природы и знает правила поведения в природной среде.

Социально-коммуникативное развитие.

Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, проявляет потребность в общении со сверстниками, знает элементарные нормы и правила поведения, регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил, проявляет волевые усилия в сложных ситуациях, проявляет симпатию к окружающим, испытывает потребность в самостоятельности, осознает свою гендерную принадлежность, владеет навыками самообслуживания, выполняет просьбы взрослого, аккуратно убирает свои игрушки, одежду, обувь.

Художественно-эстетическое развитие.

Ребенок любит слушать чтение художественных текстов и умеет эмоционально реагировать на них, может сосредоточиться на слушании литературных произведений на 15—20 минут; пытается импровизировать на основе литературных произведений; запоминает и рассказывает небольшие стихи, потешки, сказки; умеет правильно держать карандаш и кисточку; может создавать в рисовании образы знакомых предметов и многофигурные композиции; владеет приемами лепки из пластилина; может создавать изображения из готовых форм в аппликации; имеет обобщенные представления о произведениях народного прикладного искусства; проявляет интерес к музыкальным произведениям, любит слушать музыкальные произведения, умеет петь несложные песенки, старается красиво двигаться под музыку.

Физическое развитие.

Ребенок может совершать прыжки на месте на двух ногах и прыжки в длину с места на 50 см; может лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагом; может ходить по доске и гимнастической скамейке, удерживая равновесие; ходит и бегает с преодолением препятствий; может бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его; активно участвует в организованной взрослым двигательной деятельности; выполняет перестроения, делает упражнения с музыкальным и речевым сопровождением; проявляет активность во время бодрствования; ребенок умеет аккуратно мыть и вытирать руки, пользоваться салфеткой, носовым платком, причесываться; у ребенка сформированы представления об опасности.

 

II. Коррекционный компонент

II.1.  Особенности организации обучения детей с ЗПР

Коррекционная ОД с воспитанником с ЗПР проводится с учетом возраста воспитанника, созданием специальных условий для получения образования, осуществляемого в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.) с коррекцией недостатков в физическом и психическом развитии воспитанника.  А также коррекционная работа осуществляется в ходе режимных моментов, специально организованной образовательной деятельности, индивидуальной работы, самостоятельной деятельности воспитанника, взаимодействия с семьёй воспитанника.

В течение всего учебного года индивидуальная деятельность проводится ежедневно воспитателями.

Программно-методическое обеспечение.

Область

Задача

Содержание

Ожидаемый результат

Речевое развитие

-развивать речевую активность ребенка;

-развивать диалогическую форму речи, поддерживать инициативные диалоги между детьми,

-расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

-формировать умение понимать содержание литературных произведений;

-разучивать с ребенком стихотворения;

Чтение сказок, потешек, рассказов, стихотворений. Разучивание с ним стихотворений, потешек, песенок.

Составление рассказов о собственного имени «Я люблю…».

Коллективные рассказы по картине «золотая осень», «Утро в сосновом бору»

Артикуляционная гимнастика.

Поддерживает диалогическую форму речи, расширен словарный запас, понимает и проявляет интерес к прослушиванию литературных произведений.

Художественно-эстетическое

развивать интерес к изобразительной деятельности и ее результату;

-уточнять представления ребенка об основных цветах и их оттенках,

-формировать умение смешивать и получать оттеночные цвета красок;

-учить ребенка создавать сюжетные изображения, в нескольких предложениях передавать их содержание;

-формировать умение оценивать свои работы путем сопоставления с образцом, словесным заданием;

-развивать у ребенка чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;

-формировать умение определять способ лепки (раскатывать, защипывать,

оттягивать, соединять части и пр.);

Рисование различных пород дерева, рисование улиц.

Рисование человека, способы передачи движений рук и ног, наклона туловища.

Рисование портрета мамы.

Лепка фигур человека и животных с передачей характерных

Движений.

Сюжетно-тематическая аппликация на темы: «Осень», «Зима», «Весна», «В огороде», «На лугу», «На озере»,

«В саду цветут яблони», «Цветы на лугу» .

Пальчиковые игры

Знает цвета и их оттенки, умеет смешивать цвета для получения оттенков.

Умеет оценить свою работу, что получилось, а что нет.

Владеет кистью, карандашами, и фломастерами.

Знает приемы лепки, и умеет передавать образ человека и животных.

Познавательное развитие

– продолжать развивать интерес к процессу и результату конструирования;

-– расширять и углублять представления ребенка о местах обитания,

образе жизни животных и растений;

– углублять и расширять представления ребенка о явлениях природы;

-формировать умение ребенка устанавливать причинно – следственные связи;

-развивать сенсорную способность ребенка, формировать умение  выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус;

- совершенствовать навыки пользования способами проверки (приемы наложения и приложения),

-развивать ориентировочные действия на листе бумаги,

-формировать умение образовывать последующее число добавлением одного предмета к группе,

-знакомить с количеством в пределах десяти;

-формировать у ребенка умение называть цифровой ряд, выкладывая

цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов;

Наблюдения, беседы, игры, чтение

литературы о домашних и диких животных и их детенышах.

Игры эксперименты с водой, песком, камнями.

Игры и упражнениия со строительными наборами.

Д/и «Какой цифры не стало?»,

«Найди такой же узор»,

«Каждую фигуру на свое место»,

«Кто больше увидел», «Четвертый лишний».

Знает и называет диких и домашних животных их место обитания, образ жизни.

Знает и называет явления природы.

Может выделить предмет на ощупь, по запах и вкусу.

Ориентируется на листе бумаге и в пространстве.

Знает прямой счет. Умеет соотнести цифру с количеством.

Умеет образовывать цифровой ряд путем прибавления.

Игровая деятельность (социально-коммуникативное)

Вызывать у ребенка интерес к сюжетно-ролевым играм;

– закреплять ролевые действия в соответствии с содержанием игры;

– формировать умение обыгрывать сюжеты,

– формировать умение  использовать в новых по содержанию играх различные натуральные предметы и их модели, предметы-заместители;

– развивать воображение ребенка в ходе подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр с помощью воображаемых действий;

– учить создавать воображаемую игровую ситуацию, брать на

себя роль и действовать в соответствии с нею, проявляя соответствующие

эмоциональные реакции по ходу игры;

– закреплять умения ребенка в процессе игры, проявлять отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки.

Самостоятельные игры детей и игры с участием взрослых, способствующим обогащению социально-бытового опыта ребенка. Проигрывание сюжетных линий, соединение двух-трех сюжетных линий в единую игру: «Семья» и «Транспортные средства», «Магазин» и «Почта», «Зоопарк», «Театр»

Проявляет интерес к сюжетно-ролевым играм,  принимает на себя роль, умеет обыграть сюжет, построить сюжетную линию использовать предметы – заместители.

Физическое воспитание

-развивать точность произвольных движений, формировать умение переключаться с одного движения на другое;

– формировать умение выполнять упражнений по словесной инструкции

взрослых;

– воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных

видах движений;

-формировать умение выполнять разные виды бега, быть ведущим колонны,

при беге парами соизмерять свои движения с движениями партнера;

– формировать умение прыгать: энергично отталкиваться и мягко приземляться с сохранением равновесия;

– формировать умение ловить мяч, отбивать мяч от пола;

Бег наперегонки, ловишки в кругу подвижные игры, поймай мяч, ловишки с мячом, эстафета парами, ударь по мячу.

Выполняет упражнения по словесной инструкции.

Старается сохранять осанку во всех видах деятельности.

Выполняет разный вид бега, может быть направляющим в колоне.

Прыгает с опорой на обе ноги, через препятствие.

Кидает и ловит мяч двумя руками. Умеет отбивать мяч от пола не менее 6 раз.

Игры и упражнения на развитие внимания.

Упражнение «Построй дорожку»

 Цель: развитие устойчивости внимания. 

Содержание: Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.

 Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо: а) все треугольники (круги, квадраты); б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

 Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания.

Упражнение «Определи на ощупь»

Цель: развить память, внимание, наблюдательность, восприятие формы и качества предмета.

Содержание: на столе нужно разложить все предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти предметы. Затем вы должны завязать ему глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ребенок должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это упражнение и с открытыми глазами

 Упражнение «Найди игрушку»

 Цель: развить память, внимание, аналитические способности.

Содержание: завяжите глаза вашему ребенку и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам.

Упражнение «Лабиринт»

Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания.

Содержание: посмотри на рисунок, на нем изображен лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Тебе надо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не пропуская петель, стараться не возвращаться назад.

Игры и упражнения направленные на развитие мелкой моторики рук.

Упражнение пальчиковая гимнастика «Цепочка»

 Пальчики перебираем и цепочку получаем.

Содержание: Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Упражнение «Мозаика»

Цель: самомассаж кистей и пальцев рук. Содержание: соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика.

Упражнение «Пластилинография»

Цель: снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук.

Упражнение «Шнуровка»

 Цель: развитие мелкой моторики пальцев, учить завязывать шнурки.

Упражнение с бумагой.

 Цель: учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развить глазомер.

Упражнение «Штриховка».

 Цель: укрепляют мышцы детской руки, способствуют концентрации внимания, развитию аккуратности и навыка доведения дела до конца приучать ребёнка действовать по установленным (описанным) правилам, учить усидчивости.

Пальчиковая игра «Колечко»

 Цель: развитие мелкой моторики рук Содержание: Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» Цель: развитие мелкой моторики рук Содержание: три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз.

Игра «Зеркальное рисование»

Цель: развитие мелкой моторики рук Содержание: положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, фигуры

Игра «Ухо – нос»

Цель: развитие мелкой моторики рук Содержание: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.

Упражнения на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи.

Упражнение «Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ»

Цель: выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. - рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ); - намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз); - поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

Упражнение «Повтори слоговой ряд»

 Цель: различение сходных между собой по звучанию слов.

Упражнение «Сказка про веселый язычок».

Цель: выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук»

Цель: Различение звуков.

Упражнение «Слушай и выбирай». Упражнение «Верно – неверно». Упражнение «Подбери рифму».

Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук»

Упражнения на определение места звука в словах (начало, середина, конец).

Игры и упражнения на развитие мышления.

Игра «Дружные фигурки»

Цель: развить образное мышление, произвольную память. Развивающая среда: бумага, карандаш.

Содержание: Нарисуйте на листе бумаги круг, звездочка, квадрат, ромбик и т. д. Среди них — две одинаковых. Ребенок должен найти их и заштриховать, а как — пусть придумает сам. Самое главное — не выходить за контуры. Закрепляем: вместо геометрических фигур можно нарисовать фрукты, мебель, игрушки или цифры и буквы. Вариантов много

Игра «Нужные вещи».

 Цель: знакомить с многофункциональностью некоторых вещей

Содержание: С показом или без него спросить ребенка: «Для чего нужна щетка?» — «Для чистки обуви, зубов, ковра, одежды, посуды». «А бумага?» — «Рисовать, заворачивать, для книг и газет» и т. д. А стекло, песок, зонт? Закрепляем: «А палочка для чего нужна?» — «Рисовать, для постового, для флажка».

Игра "Делим - собираем".

Цель: учить вычленять из целого части и объединять их (анализу - синтезу) 

Содержание: один из играющих перечисляет: колеса, мотор, руль, кабина. Другой называет предмет, который состоит из этих частей, — машина. Аналогично: стебель, листья, лепестки? Четыре ножки, крышка? Окна, двери, потолок, стены? И т. д.

Игра "Заколдованные сказки"

Цель: развивать наглядно-образное мышление, творческое воображение Развивающая среда: кружочки разного размера и цвета.

 Содержание: играем с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложите на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их — определить, кто здесь. Игра наоборот: стул — спинка, ножки, сиденье. Телефон — кнопки с цифрами, корпус. И т. д. А апельсин? Дольки, кожура. А суп? Вода, картофель, капуста, лук. А персик? Мякоть, косточка. А наволочка, букет?. Закрепляем: нарисуйте части предмета, например: длинные уши, маленький хвостик, — попросите ребенка догадаться, чьи это части (зайчик, и дорисовать предмет. Покажите часть предмета — ребенок должен определить, что это такое: заяц, а кто мышка; потом — оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д. А кто их заколдовал — придумайте сами.

Игра «Пригласим на день рождения».

 Цель: учить соотносить группы предметов по их количеству, развивать наглядно—образное мышление

Развивающая среда: бумага, карандаш. Содержание: покажите ребенку одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах — это гости и конфеты. Как узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия. Закрепляем: сравнивать в кругах можно любые предметы и любое их количество — больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.

Игра «Дает корова …»

 Цель: развивать внимание, память. Развивающая среда: карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.). Содержание: разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица - яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова - молоко (творог, сметана, кефир); коза - пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.

Игра «Как же их отличить?»

Цель: развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.

 Развивающая среда: одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги). Содержание: рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт.

Игра «Сравнение величин»

 Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление. Развивающая среда: широкая и узкая полоски бумаги, кубики. Содержание: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.

“Найди лишний предмет”, “Найди в ряду лишнюю фигуру” (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

“Антонимы” (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: “тяжелый - легкий”, “сильный -слабый”, “легкий - тяжелый и др.).

“Уникуб”, “Лото”. “Домино”, пазлы, конструкторы.

Загадки.

Чего не хватает?

Цель: развитие способности детей на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении.

Игры на ФЭМП

Игра «Архитектор».

Цель: учить правильно выбирать большие и маленькие объекты.

Оборудование: вырезанные из бумаги 2 одинаковых домика, двери и окошки двух размеров.

Варианты заданий: выложить

I домик II домик

1. маленькая дверь, маленькие окошки большая дверь, большие окошки

2. маленькая дверь, большие окошки большая дверь, маленькие окошки

3. большая дверь, маленькое окошко, большое окошко маленькая дверь, маленькое окошко, большое окошко

2. Игры с разноцветными полосками.

Цель: учить ориентироваться в величине полосок, учить понятиям: длинный, короткий, широкий, узкий; учить сравнивать полоски по данным параметрам величины.

Оборудование: набор полосок красного, зеленого, желтого и синего цвета длинных и коротких, широких и узких.

Варианты заданий:

1) группировка «широкие – узкие»;

2) группировка «длинные – короткие»;

3) выделение «длинные узкие – короткие узкие», «длинные широкие – короткие широкие»;

4) сравнение полосок по разным параметрам величины.

Игра «Маленький фокусник».

Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, закрепление знания геометрических фигур.

Дети конструируют разнообразные геометрические фигуры из уже данных. Например, квадрат из треугольников и ромб из этих же треугольников, прямоугольник из четырех ромбов и четырех треугольников и т. п. Сначала дети выполняют это задание только с помощью педагога, но потом справляются самостоятельно.

Конструирование из настольного набора «Строитель» и выкладывание из геометрических фигур.

Цель: учить конструировать и выкладывать по заданию объекты, используя разнообразные характеристики величины.

Варианты заданий: выложить башенку из квадратов и согласно этой схеме построить башенку из кубиков, самостоятельно выложить схему более высокой или низкой башни и построить ее из кубиков; аналогично – выкладывание и построение длинного и короткого поезда, широкой и узкой стены, большого и маленького домика.

Упражнение «Посчитай, сравни, проверь».

Цель: учить сравнивать множества с помощью подсчета их элементов, осуществлять проверку своих действий.

Оборудование: наглядный картинный материал, счетный материал, геометрические фигуры.

Дети пересчитывают элементы данных множеств (элементы множеств расположены в произвольном порядке) и сравнивают количественный состав множеств, проверка осуществляется способом приложения «один к одному».

Группировки.

Упражнения по группировке могут проводиться по одному и более признакам.

Например, собрать множество больших предметов; множество больших круглых предметов; множество больших круглых красных предметов; множество маленьких синих предметов и т. п. На ранних этапах применяются более простые группировки, которые значительно усложняются по мере обучения. Данный тип упражнений помогает так же устанавливать признаки сходства и различия.

Упражнения на развитие тактильных ощущений.

Цель: формировать целостное восприятие геометрического материала.

Варианты упражнений:

- «Волшебный мешочек» - узнавание геометрических фигур и форм на ощупь;

- «Гладкий и шершавый» - ощупывание геометрических фигур, разных по фактуре;

- «Найди фигуру» - отыскивание с закрытыми глазами заданной фигуры.

 

В течение всего учебного года индивидуальная деятельность проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня с учителем-логопедом. Продолжительность занятия 10-20 минут. Каждое занятие содержит 2—3 игровых задания или игры продолжительностью 2—3 минуты. Содержание деятельности рассчитано на 1 учебный год, распределено по периодам.

Годовое обучение условно подразделяется на 2 периода обучения:

1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2 период - январь, февраль, март, апрель, май

Сроки

Содержание работы

первые две недели сентября

Первичная диагностика, заполнение документации

сентябрь – май

Индивидуальные коррекционные занятия

январь

Промежуточная диагностика познавательно – речевого развития.

последние две недели мая

Итоговая (мониторинговая) диагностика речевого развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

II.2.  Расписание индивидуальных коррекционных занятий

Направление работы

 

Кол-во занятий

Дни недели

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Логопедическая помощь

2 раза в неделю

Вторник, среда

 Индивидуально

Учитель-логопед



II.3.  Направления логопедической работы

 

Направление

Задачи

Содержание коррекционной работы

Развитие понимания обращенной речи

Формировать у ребенка умения:- различать слова (сущ.), сходные по звучанию (затем различающиеся лишь одним звуком);- различать слова (глаголы), близкие по звучанию;— не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации;— различать названия действий, противоположных по значению;— понимать действия, изображённые на сюжетных картинках;— различать значения приставок в страдательных причастиях;-определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие – одному лицу или нескольким лицам;— по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие;

«Покажи, где земля, а где змея» «Покажи, где …», горшок – порошок; бочка – точка; полено – колено; мыло – Мила; крыша – крыса; «Кого несут, а кого везут» «Что висит, а что стоит» «Кто купается, а кто катается» «Кто копает, а кто покупает» «Покажи, кто спит, а кто лежит»,  «Покажи кто …» Моет – умывается –стирает бежит – прыгает лежит – спит несёт – везёт шьёт – вяжет строит – чинит

Формирование подражательной речи и простой фразы

1.Формирование импрессивного глагольного словаря

2.Формирование экспрессивного глагольного словаря

3. Подбор двусоставных фраз

«Расскажи» (по сюжетным картинкам)

Сюжетно-ролевые игры

Стихи для договаривания

Обогащение и активизация словарного запаса

1. Обогащение словаря наименованиями игрушек, посуды, одежды и т.д.

2. Обогащение словаря глаголами

3. Ознакомление со свойствами и функциями предметов

«Отгадай команду»,

«Кто что делает?»

«У кого какой предмет?», «Пузыри», Волшебный мешочек, «Что каким бывает?»

Развитие крупной и мелкой моторики

Совершенствовать точность выполнения движений пальцев рук с речью и согласованность движений.

Пальчиковые игры, игры с прищепками, пескотерапия

Еженедельные задания учителя-логопеда включают в себя следующие разделы:

· логопедические пятиминутки;

· подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

· рекомендации по подбору иллюстративного материала.

В течение всего учебного года индивидуальная деятельность проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня с музыкальным руководителем.

 В течение всего учебного года индивидуальная деятельность проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня с инструктором по физической культуре.

 

 

 

 

 

III. Воспитательный компонент.  Приемы, формы и методы работы

3.1. Условия взаимодействия специалистов ДОУ и ребенка:

Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателей.

Взаимодействие специалистов с воспитателями осуществляет в разных формах, таких как:

1. Совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях;

2. Обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;

3. Оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;

4. Взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;

5. Совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания.

В календарных планах воспитателей ежедневно указывается индивидуальная работа с воспитанником.

В тетрадях……….еженедельная работа узких специалистов.

3.2. Условия взаимодействия ДОУ и родителей:

Проведение бесед, консультаций, родительских собраний и пр.

Просвещение родителей по вопросам воспитания и развития ребенка с ЗПР через статьи, сайта ДОУ, сети интернет.

Формирование милосердного отношения к этому ребенку через проведение групповых и межгрупповых мероприятий.

Создание условий для коррекции выявленных нарушений и воспитания ребенка в ДОУ.

 

3.3. Условия взаимодействия воспитанников ДОУ и ребенка:

Посещение групповых и межгрупповых занятий, мероприятий.

Формирование милосердного отношения к этому ребенку через чтение художественных произведений, создание проблемных игровых ситуаций, анализ ситуаций из жизни.

3.4.  Динамика достижений обучающегося

Отображается в педагогической диагностике по реализации АОП для воспитанника с ЗПР на 2022-2023 учебный год.

Список литературы

1. Игры и упражнения, применяемые на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Рузаль Киршин

Астраханский институт повышения повышения квалификации и переподготовки. Игры и упражнения, применяемые на занятиях по  Ф Э М П. Учебно-методическое пособие для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста. Астрахань, 2008.

19 июня 2023 в 16:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.