Уланова Юлия Васильевна, воспитатель
|
Методическая копилкаОС по окружающему миру в подготовительной группе «Невидимки вокруг нас» (открытое занятие на районном МО). Цель: познакомить воспитанников с таким физическим явлением, как статическое электричество на примере экспериментов; как оно появляется, что «умеет делать». Задачи: дать первичные знания о статическом электричестве; прививать интерес к экспериментированию, к исследовательской деятельности, изучению окр.мира; учить устанавливать причинно-следственные связи и формулировать выводы; расширять кругозор и речь воспитанников. Методы: наглядные (наблюдение, демонстрация опыта), практические (выполнение эксперимента), словесные (объяснение, беседа). Интегрированные приемы: наблюдение, исследование, экспериментирование. Материалы: пластиковые бутылки или возд.шары, рыбки из салфеток, дождик из бумаги, овсяные хлопья, перемешанные с квадратиками бумаги такого же примерно размера, магнитный конструктор. 1. Приветствие «Солнечные лучики» - снять напряжение, создать доброжелательную атмосферу. «Солнечные лучики» Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком. Мы все дружные ребята, Мы ребята – дошколята. Никого в беде не бросим, Не отнимем, а попросим. Никого не обижаем. Как заботиться – мы знаем. Пусть всем будет хорошо Будет радостно, светло! 2. Орг.момент. Ребята, сегодня утром ко мне на стол попало вот такое письмо. Давайте вместе его откроем и прочитаем. 3. Читаем письмо. Отгадываем загадки о воздухе, ветре. 4. Беседа «Не видим, но оно есть». Вы правильно отгадали загадку. В мире существует многое, что мы не видим глазами. Точно также мы с вами не видим ветер, но зато видим и чувствуем то, что этот ветер делает. Мы понимаем, что если вон там колышутся ветви деревьев, то значит, это делает ветер. А что это может быть еще? Гром – не видим, но слышим; звук. Игра «Скажи, какой» со словами «ветер, воздух, гром, звук или песня». Ребята, подскажите, ветер он какой? Дети называют прилагательные. - Сильный, быстрый, злой, сердитый, ласковый, теплый, легкий, старательный. Статик большой выдумщик и фокусник. Благодаря его волшебным фокусам появляется статическое электричество. Именно поэтому у нашего нового друга такое имя. Так вот, статическое электричество, как ветер и воздух нельзя увидеть, но можно его почувствовать. 5. Осн.часть. Сегодня Статик приглашает вас, ребята, стать волшебниками и фокусниками. Только волшебство Статика настоящее. В нем нет обмана. Итак, готовы? Для начала вам нужно узнать секрет статического электричества. Итак, электричество — это невидимые частицы. На одном предмете этих частиц много, и им тесно — этот предмет заряжен. А на другом предмете их мало — он не заряжен. Если близко поднести друг к другу эти предметы, то возникает притяжение, потому что частицы хотят течь туда, где свободно, чтобы заряд выровнялся. Если представить, что электроны это жители двух разных планет и перебегают в гости к друг другу. Поэтому мы видим статическое электричество. 6. А чтобы нагляднее увидеть притяжение, Статик предлагает нам с вами поиграть с такими необычными и яркими геометрическими фигурами. Возьмите их. Что вы можете о них сказать? Какие они? Правильно, они магнитные. Между ними тоже есть сила притяжения. Мы ее не видим, но можем ее почувствовать? Игра «Построй фигуру» с магнитным конструктором. Какие интересные фигуры у вас получились. А как они называются? Когда они лежат на столе, на плоскости, они плоскостные. А когда стоят на столе они объемные. Магнит — это природный камень, который умеет притягивать железо, и который создает магнитное поле. северный и южный. Северный принято окрашивать в синий цвет, а южный – в красный. При приближении противоположные полюса магнита притягиваются, а одинаковые отталкиваются. 6. П/игра «Воздушный шар» 1,2,3,4,5 (хлопают) Вышел шарик полетать (шагают) Он летал, летал, летал (кружатся) Прыгал, прыгал и устал (прыгают) Приземлился и затих (присели). 7. Ребята, наш друг Статик предлагает вам провести опыт и познакомиться с тем, что такое статическое электричество. Опыт №1. Игра «Веселая прическа». Потрите один из шаров о ткань и поднесите его к своим волосам. Какой будет эффект? Результат: отрицательно заряженный воздушный шарик будет притягивать к себе позитивно заряженные волосы и поднимать их. Таким образом, шарик ненадолго испортит вашу причёску. Если заряд сильный, тогда мы видим искру и слышим щелчок. Когда частицы текут по проводам — это уже электрический ток. 8. Опыт №2. Игра «Пора вставать». На столе приклеен дождик. Разбудите его. Натрите один шарик о ткань или волосы и поднесите его к банке. Двигайте его дальше по поверхности и посмотрите, что произойдёт. Кстати, дождь можно увидеть? А что он умеет делать? Дождь идет, льет, стучит по крыше, льет как из ведра. Дождь шумит. 9. Опыт№3. Игра «Поймай рыбку». Потереть шарик о шерстяную ткань и шариком притягивать рыбку из бумажной салфетки, положить в стакан. Ребята, а рыба она какая? Мокрая, скользкая, холодная, а наши рыбки она какие? Скажите наоборот… Скользкий – шершавый; мокрый – сухой, холодный – теплый, приятный. Результат: позитивно заряженные хлопья бумаги притянуться и «прилипнут» к вашему воздушному шару. Результат: здесь мы еще ещё наглядней видим, как отрицательные электроны притягивают позитивные. Алюминиевая банка постепенно покатиться за шариком, даже если вы будете понемногу двигать его в сторону. 10. А перед тем, как выполнить последнее задание Статик предлагает вам поиграть в игру «Показушки». Я вам читаю фразу от Статика, а вы мне показываете ее наоборот: стоять на месте; Грустный заяц; подпрыгнуть высоко – присесть низко; Шаг вперед, нагнуться вниз –потянуться вверх; наклон вправо – наклон влево; руки вверх – руки вниз. 11. Опыт №4. «Помоги маме». Скажите, вы любите кашу? А из чего готовят кашу? Из крупы. Вот и Статик предлагает нам с вами выполнить последнее задание: собрать рассыпавшиеся овсяные хлопья. Поможем нашему новому другу? А как это можно сделать? Как думаете? Правильно, с помощью наших бутылочек. А можно сказать, что они наши палочки-выручалочки? Или назовем их по-другому? Бутылочки-выручалочки? Бутылочки-собиралочки-убиралочки? Подведение итогов: Вам понравились задания Статика? Интересно было? Что было трудным? А чему мы с вами научились? А вот что пишет нам с вами Статик в своем письме: Это происходит благодаря статическому электричеству. Оно образуется при натирании бутылочек о волосы или шерстяную ткань. Таким образом, бутылка отдаёт материалу большую часть своих положительных электронов и становится отрицательно заряженной. Два, по-разному заряженных предмета, будут притягиваться друг к другу. Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы. Тема: «Где-то на белом свете…». Образовательная область: познавательное развитие. Цель: познакомить детей с белым медведем и его образом жизни. Задачи: воспитывать любовь к природе, учить беречь природные ресурсы. Воспитывать бережное отношение к живой природе. Заинтересовать дошкольников изучением свойств воды, тем самым формировать бережное к ней отношение. 1. Сюрпризный момент. Ребята, сегодня по дороге в детский сад мне кое-кто встретился на пути. Отгадайте загадку, узнаете, кто это. Люблю я плавать и плескаться,
- Правильно, это белый медведь по имени Умка. Давайте с ним поздороваемся. (Дети гладят белого мишку). - А что вы знаете про белого медведя? – Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает. (Хищник, до 3 метров в длину, весить может до 700 кг. У этого медведя густая плотная шерсть, толстый слой подкожного жира в 10 см. Зато самые короткие уши, что защищает мишку белого от лишних потерь тепла. Лапы не обмерзают и не скользят, т.к. подошвы лап обросли шерстью). У него очень хорошее обоняние, он очень любопытный. Однако этих животных нужно защищать. Они могут находить кучи мусора… - А как вы думаете, ребята, что может произойти, если наш Умка найдет мусорную кучу? – Ответы детей. 2. Осн.часть. 2.1. - Ребята, а ведь неслучайно Умка к нам в гости пришел… подскажите, какой праздник отмечался вчера? - День полярного медведя. Потому что из-за глобального потепления уменьшается количество льда, где живет наш Умка. - А как мы можем помогать сохранять белых медведей? – Ответы детей. - Давайте поиграем в игру. Контейнер с песком, в нем карточки «Береги природу» - достают картинки «Можно- нельзя», объясняют знаки на картинках. 2.2. – А чем больше всего любит заниматься белый медведь? -Ловить рыбу. Умка говорит, что он любит рыбалку. Наш гость приглашает вас посмотреть на рыбок. Опыт «рыбка» стакан с водой, картинка с рисунком. Лучи света при переходе из одной среды в другую преломляются (искривляются). меняют направление достаточно сильно. А из-за того, что стакан выпуклый, он еще и работает как линза – искривляет лучи так, что они перекрещиваются и из-за этого мы видим изображение перевернутым. Вот какими интересными свойствами обладает вода. 2.4. Д/И «Скажи, какая?» - Ребята, а вода, какая она? (Дети называют свойства воды, воспитатель подсказывает в случае затруднения). 2.3. Нейрогимнастика – Ребята, кажется, я что-то слышу… Кто- то плачет. Это мамонтенок, он ищет маму. Давайте поможем ему. Нужно с помощью мячиков проплыть мимо льдин. Посмотрите на доску, как это получится у меня. 2.5. – Ребята, кажется, наш Умка пригорюнился. Умка, скажи мне на ушко… Умка расстроен, что люди загрязняют воду. Скажите, вода нужна животным? А почему? Правильно, многие в ней живут, ее пьют. А как к воде относятся некоторые люди, мы с вами сейчас увидим. Опыт «Вода и краска» Добавляем краситель по капле в воду, наблюдаем, что получилось. - Скажите, дети, такую воду можно пить людям или животным? А в такой воде можно жить рыбам или другим морским или речным обитателям? Правильно, в такой воде даже не видно, куда плыть и кого ловить. А теперь во второй стакан с чистой водой мы добавим растительного масла. - Ребята, что происходит? Масло, оказывается, плотнее воды. Потому что все вещества состоят из маленьких частичек. Трое детей выходят и берутся за руки – это вода. Другие трое сцепляются друг с другом очень крепко. Вода тяжелее масла, она стремится на дно, а масло остается на верху. Поэтому нефть очень сильно загрязняет воду. Умка спрашивает, знаете ли вы, как загрязнение воды отражается на жизни белых медведей? 2.6. Ребята, а вы знали, что белые медведи очень любят зарядку делать? – картинки на экране. Развминка под песню «Где-то на белом свете…» -Давайте и мы не будем от него отставать. 2.7. Опыт с шагающей водой … или рисунок на салфетке и водой. Рассматриваем, замечаем, как намокает салфетка, как вода двигается вверх по салфетке. 3. Рефлексия, подведение итогов. Кубик Блума. Умка с вами прощается, ребята, спрашивает, будем ли мы с вами беречь воду? А нашу природу? Правильно, потому что природа – наш общий дом: и людей и животных, все хотят жить. Как говорит английская пословица: живи сам и дай жить другому. Скажем Умке до свидания и нашим гостям тоже. Конспект образовательной ситуации по ФЭМП в средней группе «Как Баба Яга рукавичку украла».https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-obrazovatelnoi-situaci-po-fyemp-v-srednei-grupe-na-temu-kak-baba-jaga-rukavichku-ukrala.htmlКонспект НОД по речевому этикету в средней группе «Вежливыми быть должны, с этикетом дружим мы!»Комплекс бодрящей гимнастики после сна https://www.maam.ru/detskijsad/kompleks-bodrjaschei-gimnastiki-posle-sna-1633749.html 5 задач по технологии ТРИЗ для детей 5-7 лет. Замечательное пособие от Академии педагогов России. 19 июня 2023 в 16:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.