Уланова Юлия Васильевна, воспитатель

Самообразование

План по самообразованию воспитателя на 2021-2022 учебный год

 «Формирование основ педагогического мастерства». Документ можно посмотреть по ссылке.

https://www.maam.ru/detskijsad/plan-po-samobrazovaniyu-na-2021-2022-uchebnyi-god-formirovanie-osnov-pedagogicheskogo-masierstva.html

План по самообразованию воспитателя на 2022-2023 учебный год на тему: 

" Развитие математических  способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр с блоками З.Дьенеша". Документ можно посмотреть по ссылке.

https://www.maam.ru/detskijsad/plan-po-samobrazovaniyu-razvitie-matematicheskih-sposobnostei-u-detei-srednego-i-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

План самообразования воспитателя
 на 2023-2024 учебный год на тему:

«Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление их с природой»

Пояснительная записка

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!

Н. Луконин 

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому воспитанию в ДО уже с первых лет воспитания детей.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания дошкольника – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологическое воспитание – это направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются развитие личностных качеств ребенка, т.е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.

Экологическое воспитание и образование детей – актуальная проблема настоящего времени: правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на развитие детей дошкольного возраста.

Мир природы таит в себе большие возможности для разностороннего воспитания детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений и опытов развивают мышление дошкольников, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В виду вышеперечисленного видится значимой тема моего самообразования «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление их с природой».

Актуальность моей темы заключается в формировании у дошкольников правильного и бережного отношения к природе, как живой части мира, которую нужно беречь.

С неподдельным интересом дошколята смотрят на окружающий мир, но иногда не замечают главного в силу своего юного возраста.

Развивающие беседы и занятия, наблюдения на прогулках, опыты, а также творческие работы безусловно помогут детям дошкольного возраста в доступной для них форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы.

Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.

Задачи:

- расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;

- формировать бережное отношение к растениям и животным;

- развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края.

Литература для изучения:

1) Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.М., 2007.

2) Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.

3) Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

4) Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.

5) Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

Интернет-ресурсы:

1) Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни

 http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/9041-ekologicheskoe-vospitanie-detej.html?start=1

2) Методы и приемы экологического воспитания дошкольников http://szabotoi.ru/vospitanie/ekologicheskoe-dlya-doshkolnikov

3) Павлова В.А. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ http://festival.1september.ru/articles/601740/

Перспективный план работы на 2023-2024 учебный год.

Месяц

Название темы

Форма работы

Сентябрь

«Ознакомление».

 - Составить перспективный план работы по самообразованию;

 - Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования;

- Познакомиться с книгой

Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой».

Октябрь

«Леса и водоемы».

- Изучить публикации в периодических изданиях по теме самообразования;

- показ презентации об осени, ее признаках и особенностях;

- беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе;

- экскурсия по экологической тропе детского сада;

- беседа на тему: «Водоемы»;

- составление описательных рассказов о жителях водоемов;

- загадки о жителях лесов и водоемов;

- дидактическая игра на закрепление среды обитания «Кто, где живет?» (ШСГ)

Ноябрь

«Птицы родного края».

-  Консультация для родителей «Занимательная прогулка с ребёнком».

- выполнение коллажа из листьев и ягод «Осенний пейзаж»;

- наблюдение за живой и неживой природой на прогулках;

- Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото»;

- просмотр презентации «Перелетные птицы»;

- беседа: «Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах, о том, как люди могут помогать птицам зимой);

- наблюдения за птицами на участке детского сада, кормление птиц;

- рассматривание изображений птиц, занесенных в красную книгу;

- Синичкин день (беседа об истории праздника, творческая работа);

- подвижные игры: «Перелет птиц», «Липкие пеньки», «Совушка».

- разучивание с детьми русской народной игры «По дубочку постучишь, вылетает синий чиж»;

- изготовление кормушек для птиц воспитанниками детского сада совместно с родителями;

- краткосрочный проект «Синичкина книжка».

Декабрь

«Звери и птицы зимой».

- Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки);

- просмотр презентации «Зимующие птицы»;

- беседа «Звери зимой»;

- чтение художественной литературы: Г. Серебрецкий «Берегите птиц», И. Поленов «Синичкины кладовки»; - дидактические игры:

«Зимующие / перелетные», «Я - загадаю, а вы - отгадайте»

Январь

«Белый снег, пушистый//
В воздухе кружится…»

.

- Выделение характерных признаков зимы.

- Беседа «Пришла красавица зима».

- Наблюдение зимних красот в природе.

- ОД «Люби и охраняй окружающую природу».

- Знакомство со стихами русских классиков о зиме;

- Дидактические игры: «Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?», «Какой? Какая? Какие?», «Закончи предложение», «Назови слова-действия», «Придумай свое предложение со словом…»

Февраль

«Природа – наш общий дом».

- Изучение передового педагогического опыта;

- Культурно-досуговая деятельность - викторина «Знатоки природы»;

- Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы).

- дидактические игры, на закрепление знаний о пользе и вреде человеческой деятельности для природы;

- разучивание стихотворения «Бела дороженька, бела…»

Март

«Весна пришла! Весне дорогу»!

- Изучение методической литературы и публикаций в периодических изданиях;

- фотовыставка «Калининград - наш дом»;

- наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели;

- беседа: «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи»;

- дидактические игры

«Сравни и найди», «Бывает – не бывает».

- Создание прибора «Ловец облаков», обучение воспитанников работе с ним;

- 30 марта - День защиты Земли, проведение экологического десанта, создание газеты совместно с воспитанниками.

Апрель

«Весенние хлопоты».

- анкетирование родителей на тему «Экологическое воспитание в семье»;

- беседа о первоцветах, изучение внешнего вида цветов. 

- Изучение строения одуванчика; загадки об одуванчике,

Творческая работа «Весточки весны».

- Заучивание стихов о весне;

- Составление рассказа «Путешествие семечка», с опорой на рисунок-схему.

Май

«Конец - делу венец».

- Проведение самоанализа и самооценки работы по самообразованию.

- Обобщение результатов самообразования, написание отчета.

19 июня 2023 в 16:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.